Наш мир и мы сами, в том числе, существуем в пространстве и времени — это "родовые" свойства нашего мира. Каждому моменту времени соответствует определенное состояние мира, и каждое состояние мира существует в определенный момент. Пространство и время неразделимы: существование одного обуславливает существование другого. Вне пространства времени нет, так же как вне времени нет пространства, одно понятие лишено смысла и содержания без второго. Не случайно А. Эйнштейн в основу математического описания Вселенной положил понятие 4-мерного пространственно-временного континуума.

Несмотря на всю абстрактность, неосязаемость времени, оно проявляется в конкретной реальности — в том, что наше бытие представляет собой непрерывную последовательность событий и причинно-следственных связей между ними. Конечно, способ существования объектов (и субъектов!) в пространстве и во времени принципиально различен. В пространстве возможны перемещения практически во всех направлениях. Время же не просто одномерно, но и однонаправлено (оставим "за кадром" некоторые теории, оспаривающие это). Здесь и объекты, и субъекты находятся в равных условиях: все принудительно движутся в одну сторону.

Можно сказать, что время обнаруживает и реализует подвластность человека законам мироздания, таинственным и неотвратимым. Во времени мы подневольны.

Зависимость человека от мира оборачивается зависимостью от времени. Поэтому счисление времени — естественная потребность человека. Человек является одним из кусочков мироздания, его общность с миром, как онтологическое свойство человеческой природы непрестанно реализуется в нашей жизни. С одной стороны, события нашей истории (как и отдельной человеческой жизни) являются событиями истории мира в целом. С другой стороны, явления природы дают возможность сориентироваться во множестве событий, определить их временную последовательность, "навести хоть какой-то порядок".

Счет времени возможен только потому, что в природе существуют периодически повторяющиеся события — циклические процессы — нам есть что считать. Определение момента времени, в который нечто произошло, осуществляется фиксацией сопутствовавшего (то есть одновременного) ему циклического процесса. Порядковый номер цикла этого процесса и станет временной координатой нашего события. Например, для каждого памятного события мы отмечаем его дату — порядковый номер суток в году. Мы отсчитываем сутки и годы своей жизни — цикличность земного бытия изначально присуща и ей. Счет времени осуществляется так, что он как бы вписывает нашу жизнь в бытие всего мироздания.

Самосознание и мироощущение личности — одно из оснований любой культуры. Для древних народов характерно представление, что человек — всего лишь малая частица огромного космоса. Это представление отразилось не только в философии, науке, но и в системах счисления времени. Не утратившее до сих пор обаяние астрологии (и других подобных систем) основано на том, что она (не смотря ни на что, с оговорками, но всеже...) отражает объективную реальность — глубокую причастность человека всему творению. Причем эта причастность мистически переживается как зависимость человека от природы, всецелая подчиненность ей. И системам счисления времени, созданным на Востоке — в Иудее, в Египте, в Китае, в Индии, — свойственна эта обращенность к миру: благоговейно наблюдались течение и смена явлений природы (что, конечно, имело сакральное значение) и, сообразуясь с ними, организовывалась хозяйственная и общественная жизнь.

Течение времени люди издавна связывали со сменой дня и ночи, фаз Луны и другими циклическими явлениями. Естественно, что в качестве единиц измерения ("масштабов") временных интервалов были повсеместно выбраны длительности природных циклов, влияющих на жизнь человека, определяющих ее ритм: сутки, месяц и год, соответствующие периодам обращения Земли вокруг оси, Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Поскольку жизнь человека подчинена одновременно всем этим природным циклам, то счет времени должен быть так организован, чтобы все их включить и согласовать. Именно такую задачу призваны выполнить календари (от лат. Calendarium- долговая книга) — системы счисления больших отрезков времени, основанные на видимых движениях небесных тел.

Однако задача эта не просто сложная, а принципиально неразрешимая, так как периоды годового и суточного обращения Земли и Луны вокруг Земли не просто различны, но имеют несоизмеримую длительность, тогда как календарный год должен содержать целое число суток и месяцев. С физической точки зрения ситуация естественна и является проявлением различной природы процессов. Именно обратное — строгая их соизмеримость — было бы чудесным совпадением. Никаким целым числом суток нельзя измерить ни длину месяца, ни длину года, и нет такого целого числа месяцев, общая длительность которых была бы равна астрономическому году. А значит, момент какого-либо события, например пересечения Солнцем на небесной сфере линии экватора (прохождение через точку весеннего равноденствия), будет с годами постепенно сдвигаться с одной даты на другую — из-за того, что цикл календарного счета не совпадает с циклом обращения Земли вокруг Солнца (год прошел, а сутки еще не кончились). Это "сползание" календарных дат — непременное свойство всякого календаря. Различны только скорости.  

Оглавление:

Немного подробностей о других системах летосчисления:

 

Кроме собственно летосчисления, существует огромное количество смежных вопросов. Как правило имеющих отношение к тем, или иным верованиям:

Если вас интересует более "научный" подход к измерению времени (не "исторический"), то ва будет интересно посетить сервер US Naval Observatory, особенно Directorate of Time; тамже можно найти определения Systems of Time.

Далее