С 6 в. в Византии начала использоваться эра от Адама 1 марта 5508 г. до н.э. Со времен Владимира Киевская Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу. Из анализа летописей следует, что месяцы отсчитывались по луне и новый год начинался после мартовского новолуния.

Уже в повести временных лет используется юлианский календарь с византийской эрой и римскими названиями месяцев. Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском и белорусском языке.

В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Неделя – день, когда “не делают” – день отдыха.

В 1343г. Московский собор постановил считать новолетие, согласно греческому церковному исчеслению, с 1 сентября.

В 1492г. Московский собор окончательно постановил считать год с 1 сентября (7000 год от сотворения мира; сотворение мира относили к 5508г. до н.э.). Это постановление было утверждено и великим князем Иваном III Васильевичем, и его пришлось соблюдать всем.

Петр I Великий решил сравнять Российское летосчисление с европейскими и 15 декабря 7207г. (15 декабря 1699г.) обнародывал указ "лета счислять" с января месяца.

Указ

Поелико в России считают новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.
В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.


Петр I

И предписал вместо 1 января 7208г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".

И с 1 января 1700г. в России стал использоваться юлианский календарь.

Когда в 1582г. римская католическая церковь приняла "новое" летосчисление (григорианский календарь) русская православная церковь продолжила использовать юлианский календарь, как и многие другие страны, вплоть до двадцатого века.

Князь Ливен, министр народного просвещения, писал в 1830 г., что "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".

Святейший Синод Русской Православной Церкви в 1903г. заявил, что "самые авторитетные ученые у нас склонны в пользу Юлианского календаря, допуская только некоторые поправки в нем, но никак не замены на менее смысленный, по их мнению, Григорианский календарь".

На совещании по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви декларировались следующие аргументы в пользу перехода на новый стиль: "Ничем не оправдываемая обособленность от гражданского государственного календаря выставляет Церковь отсталой, препятствуя ей быть практически полной сотрудницей государства на социальном и экономическом поприще, где вопрос касается применения календаря..."

По утверждению профессора Д.А.Лебедева, "новый" Григорианский стиль к 1924г. устарел: 400-летний его период не верен, 500-летний был бы лучше, всего точнее 128-летний..." А Совещание Православных Церквей в Константинополе в 1923г. "выработало более совершенный метод, постановив, что лишь календарные годы, оканчивающиеся на два нуля (сотые), цифра которых, будучи разделенной на 9, дает остаток 2 или 6, будут считаться високосными, остальные же годы остаются длиной в 365 дней"...

В 1917г. Временное правительство ввело летнее время, как это было в то время в Европе.

26 января 1918г. Совет Народных Комиссаров своим декретом санкционировал переход к григорианскому календарю, устранив отставание в 13 дней и облегчив общение с другими европейскими странами, которые к тому времени уже перешли на "новый" стиль летосчисления. После 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.

Однако русская православная церковь использует Юлианский календарь и по сей день. С действующем Православным календарем можно познакомиться по адресу "Православный календарь"

В 1919 году в России была принята Международная система учета времени, впервые введена в США в 1894 году, а затем и почти во всех странах мира.

Постановлением специальной комиссии при Совете Труда и Обороны в конце 1929г. был введен единый производственный табель-календарь. В нем год состоял из 72 5-дневных недель и пяти праздничных дней, при уроченных к революционным праздникам.

16 июня 1930г. декретом СНК СССР время в СССР (кроме Татарской АССР) было переведено на один час вперед (декретное время) с целю более рационального использования населением светлой части суток.

Постановлением СНК СССР (21 ноября 1931 г.) "О прерывной производственной неделе в учреждениях" ("Известия", 21 ноября 1931 г.), вступившим в силу с 1 декабря 1931 года, народным комиссариатам и соответствующим учреждениям разрешался переход на 6-дневную неделю. При такой реформе сохранялись постоянные нерабочие дни 6, 12, 18, 24 и 30 чисел. В тех же месяцах, которые по Григорианскому календарю состояли из 31 дня, последний день считался сверхмесячным рабочим днем.

В 1983/4г. было введено летнее время; на период с 2 часов первой ночи апреля с субботы на воскресенье до 3 часов первой ночи октября с субботы на воскресенье время переводится на один час вперед.

В 1991г. отменено декретное время (отказом от перевода времени на час вперед в апреле месяце).

В 1996г. "отодвинут" на месяц переход на зимнее время. Такое решение принято Межведомственной комиссией РФ по времени и эталонным частотам по договоренности с Европейской экономической комиссией ООН, чтобы соблюсти единый временной режим с другими странами.

Далее