Тора устанавливает празднование Песаха на весну: "Соблюдай весенний месяц и совершай Песах Г-споду". С другой стороны, о месяце нисан, в котором празднуется Песах, сказано: "Этот месяц будет для вас началом месяцев". Понятие "месяц" в еврейском законе (галахе) означает лунный месяц. Как совместить две эти заповеди? Если следовать лунному календарю, праздник Песах будет "ползти" назад со скоростью 11 дней в год и скоро окажется не весенним, а зимним, осенним или летним праздником. Если же следовать солнечному ритму, добавить к году "довесок", тринадцатый лунный месяц Песах станет смещаться вперед на 22 дня в год.

Так должно было бы случится, если бы наш календарь был создан людьми. Тысячелетия спустя календарь или разошелся бы с ритмом сезонов года или нуждался бы в периодических поправках. Но еврейский календарь точен, потому что основан на Синайском откровении.

Управление временем

Учил раби Дов Бэр из Межерича:

Говорится в Талмуде Иерушалми (Рош Гашана 1, 3) от имени раби Илаи: "Написано: вот праздники, установленные Вс-вышним, священные собрания, созываемые (ашер тикру отам) в назначенное время для них" (Ваикра, 23, 4) . В этом выражении слово отам написано без вав, и поэтому его можно прочитать как атем (то есть "вы"), что значит:

Новый месяц

Еще большая власть над временем была дана нам в дни Храма. В ту эпоху начало нового месяца (рош ходеш) определяли не вычислением, как теперь, а непосредственным наблюдением за луной.

Для этого на 29-й день каждого месяца достойных доверия наблюдателей посылали в горы в окрестностях Иерушалаима. И если наблюдатели сообщали Сангедрину, что они видели серп новой луны, Сангедрин благословлял новый месяц. Если же они луны не наблюдали, то новый месяц начинался на день позже.

Этот способ отсчета месяцев заповедал Вс-вышний Исраэлю через Моше и его брата Аhарона Первосвященника, на горе Синай. Здесь же был дан способ расчета постоянного календаря, о котором будет рассказано в следующем разделе.

Мицва наблюдать молодую луну и благословлять Вс-вышнего, обновляющего месяцы, связана с тем, что жизненная сила евреев постоянно возобновляется подобно возобновлению луны. А также с тем, что течение времени зависит от воли Создавшего мир и времена.

Некоторую власть над временем Вс-вышний передал во времена Сангедрина народу Исраэля. И рош ходеш наступал в мире только после того, как Сангедрин провозглашал, что новый месяц освящен.

Сказал Вс-вышний Исраэлю:

Говорится в агаде:

Адар шени

Сангедрину была дана также власть добавлять в некоторых случаях к году дополнительный месяц (29 или 30 дней) по его усмотрению. Были установлены Торой особые обстоятельства, при которых было разрешено делать такие изменения календаря. Если по каким-то причинам паломники из рассеяния не могли прибыть в Иерушалаим к Песаху, то можно было удлинить год. Это можно было сделать также для согласования лунного года с солнечным, а также если не успевали созреть фрукты или зерновые.

Для того чтобы удлинить год, достаточно было любых двух из этих причин, но не достаточно одной. Так, только для согласования лунного и солнечного календарей Сангедрин не имел права удлинять год.

Что означало удлинение года? По решении" Сангедрина и с согласия наси (главы сангедрина) вводился дополнительный адар (адар шени).

Все природные циклы изменялись в соответст вии с этим решением.

Плоды на деревьях в Эрец Исраэль всегда появляются в месяце шват. И даже тогда, когда Сангедрин вводил в календарь дополнительные месяцы. Это значит, что в зависимости от решения Сангедрина срок плодоношения деревьев изменялся так, чтобы плоды появлялись в назначенное для них время.

Подобно этому биологические циклы человека зависят от того, на какой день установит бейт-дин начало нового месяца.

За 420 лет существования Второго Храма Сангедрин много раз сдвигал календарь и вводил дополнительный адар. Вместе с этим сдвигались и духовные влияния, которые высшие миры оказывают на судьбу евреев. Так, день 9 ава сохранил для евреев свой трагический характер. Как и Первый, Второй Храм был разрушен 9 ава.

Бетар, последняя крепость Бар-Кохбы пала 9 ава. Окончательное изгнание евреев из Испании произошло 9 ава. Это значит, что в соответствии с решениями Сангедрина сдвигались времени и духовные влияния, которые высшие миры оказывали на судьбу евреев.

Вычисление календаря

Пока существовал Сангедрин, возможно было управление временем. Но на Синае был дан и способ вычисления календаря, который мог на тысячи лет вперед предсказывать наступлеие рош ходеша и других праздников, если не будут вводиться дополнительные месяцы. Этот способ вычисления календаря рабаним использовали для проверки правильности отчетов, которые давали наблюдатели о появлении луны над горами Иерушалаима 30-го числа каждого месяца.

Настали времена, как, к примеру, при римском императоре Адриане (II век н.э.), когда даже установление календаря вменялось евреям и вину и жестоко преследовалось. В 359 году н.э. р.Гилель, последний глава Сангедрина, счел необходимым записать способ вычисления календаря (из-за опасения утраты традиции) и установить постоянный календарь. Так как право освящать рош ходеш дано только Сангедрину, то р.Гилель освятил до конца шестого тысячелетия все рошей Ходашим, установленные этим календарем. Поэтому сейчас в синагогах только провозглашают и благословляют рош ходеш.

В XI веке н.э. постоянный календарь был приспособлен к практическим нуждам Саадией Гаоном, главой академии в Суре (Вавилония).

Когда были созданы солнце и луна, было сказано:

Солнце имеет только годовой цикл - около 365 дней и 6 часов - и может служить для счисления лет. Луна имеет только месячный цикл и служит для счисления месяцев.

Народы, принявшие солнечный календарь, не учитывают реального движения луны, и их месяцы насчитывают разное количество дней - от 28 до 31.

Народы ислама счисляют месяцы по луне, но каждый их год составляет ровно 12 лунных меся цев. Поэтому начало года в разное время приходится на разные сезоны.

Однако евреям было велено:

Это значит, что в еврейском календаре праздники должны быть в назначенные для них времена года (по солнечному календарю). Месяц нисан никогда не должен отстоять от указанного на Синае больше, чем на 20 дней. Поэтому установлен девятнадцатилетний цикл, в котором 12 регулярных и 7 високосных лет. Единицы времени в еврейском календаре: сутки, час, хелек и рега.

В сутках - 24 часа, в часе - 2080 хелеким, в хелеке - 76 регаим. Как нам дано было на Синае, длина лунного месяца - 29 дней 12 час. 793 хелека (29 дней 12 час. 44 мин. 3 1/3 сек.) (Рамбам. Гилхот кидуш гаходеш, 6,5 - 7,1).

Двенадцать лунных месяцев составляют год длиной 354 дня 8 час. 48 мин. 40 сек.

Солнечный год составляет 365 дней, 5 час. 96 халаким, 48 регаим.

Таким образом, лунный год короче солнечного примерно на 11 дней. За 19 лет разница составляет около 209 дней. Каждый високосный лунный год содержит дополнительный день (в месяце адар ришон) и дополнительный месяц (адар шени).

Високосными бывают 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла. За девятнадцатилетний период разница между лунным и солнечным календарями оказывается за счет этого только1 час 26 мин. 56 2/3 сек.

Со времени Синайского откровения (2448 год от сотворения мира) прошло 179 девятнадцатилетних циклов, и к нашему времени эта разница достигла 10 дней 9 час. 3 мин. 6 2/3 сек. Настолько лунный календарь отстает от солнечного. С тех пор прошло, однако, уже более 3290 лет, и 6739 лет прошло от сотворения мира. Весь еврейский календарь рассчитан на 6000 лет от сотворения мира. На седьмое - субботнее- тысячелетие Предсказано царство Машиаха на земле (Сангедрин, 97а). Разница между лунным и солнечным календарями составит до времени Машиаха много меньше 20 дней, а значит, Песах не сдвинется во времени больше, чем это было указано в Торе.

Календарь

Постоянный календарь имеет некоторые особые свойства.

Первый день Рош Гашана никогда не приходится на первый день недели (воскресенье), четвертый (среду) или шестой (пятницу). Если бы первый день Рош hашана пришелся на первый день недели, то hошана раба (21 тишрей) пришлось бы на шабат и невозможно было бы исполнять обычаи Сукот. Если бы Рош hашана пришлось нf среду или пятницу, то Йом Кипур был бы в последний перед шабат или в первый после шабат день недели, а это привело бы к значительным трудностям в Йом Кипур.

Первый день Песаха не приходится на понедельник, среду или пятницу. Если бы это случи лось, то снова hошана Раба и Йом Кипур совпали бы с шабат или с ближайшими к шабату днями.

Месяцы еврейского года бывают полные и неполные. Полными месяцами называются такие, в которых 30 дней, и следующий рош ходеш имеет два дня. Неполные - содержат 29 дней, и следующий за ними рош ходеш - один день.

1 Нисан Полный месяц
2 Ияр Неполный месяц
3 Сиван Полный месяц
4 Тамуз Неполный месяц
5 Ав Полный месяц
6 Элул Неполный месяц
7 Тишрей Полный месяц
8 Хешван Неполный месяц
9 Кислев Полный месяц
10 Тевет Неполный месяц
11 Шват Полный месяц
12 Адар ришон Неполный месяц
13 Адар шени Полный месяц

Все месяцы, в которых есть праздники, полные. На нисан приходится Песах, на сиван - Шавуот, на ав - 9 ава, которое станет праздником - днем рождения Машиаха. В тишрей несколько праздников, в кислеве- Ханука, в шват - новый год деревьев. Только Пурим, не связанный с событиями в Эрец Исраэль, приходится на неполный адар.

Установление полных и неполных месяцев было необходимо, так как лунный месяц содержит около 29 с половиной дней, а переход от месяца к месяцу в середине дня был бы неудобен.

В еврейском году 12 месяцев. Им соответствует 12 созвездий зодиака и 12 колен народа Исраэля. Это не случайное совпадение.

Перестановки четырех букв Имени Б-га составляют таких 12 комбинаций. Каждая из них-это Имя, которое освящает один из месяцев года. Переход от месяца к месяцу - переход от одного из священных Имен к другому (Бней Иссахар).

Далее