Григорианский календарь был введен римской каталической церквью, которой не подвластен весь мир, как верующий, так и не верующий, а сомневающийся, т.е. научный.

Не случайно на следующий же год после введения Григорианского календаря Жозеф Скалигер для истории и хронологии предложил сохранить счисление времени по Юлианскому календарю, пронумеровав "юлианские дни" от 4712 года до Рождества Христова. И доныне, независимо от того, по какому календарю желает жить современное общество, астрономические расчеты и историческая датировка неизменно ведутся по Юлианскому календарю. Вычисления осуществляются сначала в Юлианской системе, а затем юлианские даты переводятся в григорианские — для "потребителей". Прямое же использование Григорианской системы невозможно из-за ее не цикличности.

Желание получить в конечном виде то, что не может иметь такого вида по природе своей, по Промыслу Божию (будем говорить на языке действующих лиц), — не погоня ли это за призраками? Не болезнь ли самоутверждения человека, "создать себе имя навеки"? "...Предложим себе такой вопрос, — писал в начале века профессор Н.Н. Глубоковский, — для чего же нужно точное уравнивание гражданского года с астрономическим? Обдумавши дело внимательно, едва ли мы найдем достаточное основание для этого..."

В 1904 году, обобщая мнение православных иерархов по этому вопросу, патриарх Иоаким писал, что "для реформы Юлианского календаря нет никаких серьезных оснований, ни церковных, ни научных".

Как уже сказано в первом "лирическом отступлении", "точность" календаря не может служить мерой его совершенства. Однако календарь подлежит рассмотрению и оценке как система, то есть с точки зрения целесообразности, красоты, гармоничности устроения, взаимной согласованности элементов, меры соответствия их своему назначению, удобства в использовании. Именно эти критерии нужно в дальнейшем иметь в виду.

Любопытно отметить следующее обстоятельство. Аллозий Лиллий, будучи убежденным сторонником геоцентрической системы мира (то есть считавший, что Солнце вращается вокруг Земли), основной единицей счета времени избрал длительность тропического солнечного года, подверженную изменениям, вместо неизменяемой длительности звездного (истинного) года, используемой в Юлианском календаре: тропический год отстает от истинного (звездного) года, так что через 25765 тропических лет разность составит целый год.

Итак, первым "усовершенствованием" была замена самой основы календаря. Более того, выбор изменяемого параметра в качестве основания конструкции, задуманной неподвижной и неизменяемой, алогичен и курьезен. По одному этому можно сказать, что "с формально научной точки зрения Григорианский календарь не имеет никаких преимуществ перед Юлианским, поскольку оба календаря различны по своим принципам".

Ради уменьшения скорости "вращения" календаря была создана довольно громоздкая конструкция. Отдавая должное сравнительно высокой точности Григорианского календаря, специалисты отмечают значительное число его недостатков. Главный недостаток состоит в том, что оказалась нарушена правильная цикличность в чередовании длительности лет и столетий, так как были уничтожены три года из четырех високосных, утрачены простота и удобство вычислений и изъято 10 суток, то есть скачком изменена дата: 4 октября 1582 года стали считать 15 октября. К подобной мере, кстати, люди прибегали и ранее. Например, с целью компенсации накопившихся ошибок в 46 году до Рождества Христова в римский календарь был введен один длинный год (445 дней, или 15 месяцев), который вошел в историю под названием "года замешательства". А в 8 году до Рождества Христова дата была передвинута на 5 дней. И при этом ничего не произошло. В быту ведь все равно, какая сегодня дата.


Но и в Юлианском календаре находят бреши. Двое немецких ученых — профессор истории из Мюнхена Хериберт Иллинг и лейпцигский профессор математики Ханс–Ульрих Нимиц предлагают вычеркнуть из истории минимум 300 лет.

Они просчитали весь период действия юлианского календаря независимо друг от друга, и пришли выводу: в 1582 году в календарь внесли поправку из расчета: плюс 13 дней на каждый год из 133 лет, то есть общая разница составила более 300 лет.

Во всей этой неразберихе, утверждают ученые, был виноват император Священной Римской империи Оттон III, живший, однако не в X веке, а на 300 лет раньше. Ему очень хотелось "дожить" до конца тысячилетия, а потому он и распорядился поправить календарь.

Таким образом "темная" эпоха средневековья (VII, VIII, IX века) не имеет реальной истории.


Не смотря на все эти возражения, практически все страны мира перешли на Григорианский календарь.

Далее